Оглавление
Поиск Эфир Сотрудники Архив Программы Новости
Радио СвободаРадио Свобода
Кризис
Террор
Кавказский кризис
Косовский кризис
Российские деньги
Выборы в России
Мнения читателей и слушателей
Архив
Российские информационные империи
Пушкину - 200 лет
Правительственные кризисы в России
Карта сервера и поиск по материалам Русской Службы
Информация об использовании материалов Русской Службы

23-07-99

Programs - Russia
Ваши письма
Ведущий Анатолий Стреляный

Говорит радио "Свобода". "Россия вчера, сегодня, завтра". У микрофона в Праге Анатолий Стреляный с передачей "Ваши письма".

Наш слушатель Сергей Ковальский с огорчением пишет: "Многие письма на радио "Свобода" наполнены ненавистью: к президенту России, к парламенту, к местным властям, даже к американцам, как будто они выбирают нам наших депутатов и начальников, создают у нас уголовные, клановые, мафиозные объединения, учат нас брать и давать взятки". Не очень огорчайтесь, Сергей, власть и богатство для того и существуют, чтобы мы их поносили, говорят некоторые люди на Западе, а демократия - чтобы можно было это делать без членовредительства.

Письмо из Петербурга: "Пишет Вам врач Алексей Викторович Живов, 35 лет. Недавно видел по телевидению передачу о здравоохранении в России. Одна женщина доказывала, что медицина может быть только бесплатная. Профессора отвечали ей, что наряду с бесплатной может быть и платная. Никому не пришло в голову объяснить этой женщине, что медицина не может быть бесплатной в принципе, как любая другая индустрия услуг. Вопрос только в том, кто заплатит. Надо очень продуманно, обстоятельно и постоянно объяснять людям всю абсурдность коммунистической идеи, ее бесчеловечность, противоестественность и неосуществимость. С другой стороны, следует больше показывать, как просто, естественно, в интересах действительно трудящихся работает западная цивилизация. Конечно, Россия еще далеко не свободна, но уже то, что есть, позволило многим из нас почувствовать себя людьми. Коммунисты жизненно заинтересованы в народной бедности и беззащитности. Ведь только бесправные рабы или бездельники могут мечтать о пайковом равенстве. Мне, например, "человеку труда" в настоящем смысле этих слов, работающему по 12-14 часов в день, коммунисты у власти не нужны ни в каком виде. Именно поэтому они упорно сопротивляются свободной торговле землёй, препятствуют проникновению в Россию западных банков. Ведь если в стране будет создана и защищена подлинно частная собственность, сюда хлынут капиталы, будет создано огромное количество рабочих мест, станет больше обеспеченных людей, которые будут вспоминать о коммунистах только в кошмарных снах. Алексей Живов".

Спасибо за письмо, господин Живов. Женщине, которая считает, что медицина должна быть бесплатной, вряд ли кто-то объяснит, что бесплатным бывает только сыр в мышеловке. Как и мужчине... То же и с людьми, которые говорят, что земля есть мать, а мать не продаётся, что за каждым иностранцем надо смотреть в оба, а лучше всего держать границы на замке. Далеко не все из них неудачники или лодыри, которым выгодно пайковое равенство в загоне. Прямой и обязательной связи между материальными интересами человека и его взглядами нет. И в народной бедности видят свою выгоду единицы даже из коммунистов-начальников. Остальные искренне ненавидят частную собственность как раз за то, что она, по их мнению, порождает бедность. Страсти и заблуждения управляют человеком не меньше, чем выгода, а скорее - больше.

Это старый разговор, но конца ему, наверное, не будет. "Вам такой вопрос, - пишет Виктор Тихонович Щербакан из Котовска Одесской области. - Одни народы веками живут богато, а другие веками бедствуют и побираются. Я понимаю так. Если народ голодает, особенно в мирные годы при хороших урожаях, значит во власти преступники. Но что-то, наверное, зависит и от ума. Действительно ли в мире существуют страны с высоким государственным умом, умеющие создавать хорошую жизнь для населения, и страны с низким государственным умом, с государственными дураками разных ветвей?" На этот вопрос навели Виктора Тихоновича личные обстоятельства. Он пишет: "У меня есть мать. Ей идет 91-й год. Она просит, чтобы ей выдавали из её сбережений по 20-25 гривен на лекарство. В сберкассе заявили, что выдача сбережений по 48 гривен производится тем, кому исполнилось 80 лет, а ей, как я сказал, идёт 91-й". Это письмо господин Щербакан прислал на "Свободу" из Москвы, где гостил у родственников. "Через 10 дней уезжаю домой, - пишет он.- Очень дорогая Москва, одно пшено дешевле, чем на Украине".

Я этого не знал, Виктор Тихонович. На Украине почти везде хорошо родит просо. В ваших краях просом славился колхоз Макара Посмитного... Может быть, москвичи не любят возиться с пшеном, потому что оно не вмиг разваривается? На Западе обычные каши тоже не в большой чести... Страны с высоким государственным умом в мире, конечно, существуют, как и с низким, но почему у одних он высокий, а у других -низкий, точного ответа или общего мнения нет. Я, кстати, не назвал бы Украину страной с низким государственным умом. Она избавилась от ядерного оружия, хорошо относится к НАТО, спокойно слушает соседские претензии на Крым, хотя не может и, кажется, не собирается справиться, например, со своими ворами. О них пишет один наш слушатель из Швеции. Читаю: "Недавно я был на Украине с гуманитарной помощью. Мне стало очень обидно за такую большую страну. Наш автобус то и дело останавливали таможенники и требовали взятки. Хотя на борту было написано, что мы везём помощь для детей Украины.Милиция - туда же. Все вымогали деньги, причем, открытым текстом. Говорят, что раньше было плохо, но простите: куда катится эта страна сегодня, если представители власти открыто занимаются разбоем? Сколько надо иметь наглости, чтобы отбирать то, что переназначалось детям! Я надеюсь что вы прочитаете мое письмо по радио и тогда у кого-нибудь из "тех", может быть, проснется совесть".

Письмо из Германии: "Журналисты и профессора продолжают говорить на волнах "Свободы", что Ельцин из ревности отставил Примакова. Это говорят те самые люди, которые в 1991 году ждали, что огромное большинство народа, одураченное, пережившее страшные тяготы, сразу поменяет принцип: "Надо, чтобы не было богатых" на принцип: "Надо, чтобы не было бедных" и бросится создавать свои "бизнесы". Забыли, что без Ельцина, рисковавшего своей жизнью, они бы и пикнуть сегодня не смели. Созданная Ельциным демократия позволяет зюгановым пытаться вернуть себе сладкую жизнь, которую они прятали от народа ( "новые русские" свою сладкую жизнь не прячут и вызывают злобную зависть обнищавшего населения, не желающего знать, что не Ельцин мешает ему поправиться, а распоясавшиеся критики "антинародного режима"). Ельцин увидел, что Примаков со всем искусством дипломата ведет к восстановлению коммунизма в России. Ельцин не мог допустить крушения дела всей своей нелегкой жизни. Можно только поражаться его беспримерной терпимости, его пониманию людей, которые были за него, пока он не оказался в Кремле, а потом стали мешать ему своим непримиримым критиканством, не понимая, что всему своё время, что невозможно перевернуть огромную страну с такой наследственностью и таким наследием, что Ельцину приходилось решать многомерную задачу невиданного масштаба, с противоречивыми критериями оптимальности, при отсутствии проверенных способов решения таких задач".

Слушатель, приславший это письмо, считает, что и на радио "Свобода" есть люди, которые, как он пишет, участвуют в "самой бессовестной пропаганде против Ельцина", хотя есть и "работающие беспристрастно". Письмо странно заканчивается: "Я, к сожалению, не могу подписать это письмо, так как мои дети и родственники живут в России. Думаю, что это послужит удобным поводом не публиковать моё письмо". Такого рода страхи и подозрения существуют в человеке отдельно от всего его состава. Ум, знания - сами по себе, а страхи и подозрения - сами по себе. Одна часть личности никак не связана с другой.

Письмо из Дортмунда: "В своих передачах вы часто говорите о зависти, о таком явлении, как социальная зависть. Полностью согласен с вами. Мой жизненный опыт, встречи с людьми разных профессий (а работал я в Советском Союзе слесарем, мастером, начальником цеха, секретарем парторганизации, директором предприятия) тоже подтолкнули меня к печальному выводу: большинство наших людей, от мала до велика, поражены чрезмерной завистью. Я убедился, что правы философы, которые считают, что именно "черная зависть" явилась главной движущей силой революции, гражданской войны, последующего социалистического строительства. Бердяев правильно сказал, что социализм - это идеология зависти. Я бы вообще всё, что делалось у нас в двадцатом веке, назвал материализацией чувства зависти. Ельцин поднялся в Кремль на волне своей борьбы с привилегиями. Сначала была возбуждена зависть рядовых коммунистов к верхушке партии, потом - зависть всего населения ко всем коммунистам. Лукашенко был руководителем парламентского комитета по борьбе с коррупцией и стал президентом потому, что пообещал народу покончить с ворами-начальниками. Мне пришлось жить в Белоруссии, и я знаю, как им там завидуют. Второе из обещаний Лукашенко - объединение с Россией - тоже пришлось населению по душе. По всей стране разлетелось выражение, которое Лукашенко будто бы произнес в узком кругу: "Присосемся к русской титьке". А Кравчук разве не говорил, что Украина кормит Россию? Я и на Украине жил, так что знаю и украинскую зависть", - пишет Юрий Пономарёв из Дортмунда, из Германии - между прочим, из страны, где недавно был очередной всплеск народной зависти. На этом всплеске к власти пришли социалисты, "зеленые" и прочие "болтуны", как их называет теперь немецкая печать, откликаясь на перемену читательских настроений. А перемена началась поразительно, небывало быстро - буквально на следующий день после выборов. Оказалось, что вожди завистников ничего не умеют делать, кроме как обещать социальную справедливость.

У меня уже несколько месяцев лежит письмо, которое, кажется мне, написано, как по заказу, самой "черной" завистью. Очень большое письмо - на час, не меньше. Если бы автор мог взглянуть на него глазами постороннего, он или не отправил бы его, или сильно приглушил. "Ох, вы и жулики, вруны, негодяи!" Это - с первой страницы, на которой он сообщает, что в своё время осуждал ошибки коммунистических властей, но "с позиций не старого порочного мира хапуг, спекулянтов и паразитов, а с позиций самой светлой и справедливой коммунистической идеи... Почему банкир считает, что он со своим бухгалтерским трудом в тысячи раз ценнее, чем профессор или хирург? Почему директор должен иметь в 100 раз больше рабочего, а не в пять?" Больше всего этот слушатель завидует, однако, не этим акулам, а такой сравнительно мелкой рыбёшке, как "быстро обогатившийся полуграмотный лавочник, который голосует за питательную для него демократию". Когда я дошел до этого места в письме, то понял, что пишет человек с высшим образованием и в прошлом - с заметным положением в обществе. Чтобы назвать труд банкира "бухгалтерским", надо быть очень высокого мнения о своём труде, а таким у коммуниста может быть или мускульный, или особый умственный. Передо мною, короче, или ученый, или деятель искусства, подумал я (подумал не потому, что такой умный, а потому, что эта разновидность "врагов капитализма" давно описана исследователями "антикапиталистической ментальности"). Действительно, под конец он сообщил о себе ( в третьем лице) следующее: "Автор письма - инженер, программист, является также и автором статей в журналах и научных сборниках, руководителем научных работ и т.д. Сейчас живет впятеро хуже, беднее, чем при "тоталитаризме". Голосовал и буду голосовать за самых "красных". Настоящая демократия -это когда уровень зарплат и других доходов и президента, и его головорезов, и министров, и прокуроров, и депутатов решает народ на референдуме. Да и допустимый потолок наживы для банкиров, брокеров, торгашей и остального буржулья".

Я ожидал всего, только не этого - не того, что такой человек уже не за истребление "буржулья", уже допускает существование "торгашей". Неужели все-таки XX век не прошел зря?.. Осталось только понять (да мешают обида и зависть), что под "потолком" доходов, который утверждается методом "народной стройки", частник существовать не может, так что: или - или.

Константин Николаевич из Москвы: "Я голодаю, но всё равно прошу вас передать Международному валютному фонду: денег России не давать! Посмотрите, как в связи с югославским кризисом у наших правителей встала шерсть на загрывках, какие обнажились клыки, как заметались в бессильной ярости, какие послышались призывы: тут и посылка добровольцев, и создание оси Москва-Дели-Пекин. И в то же время продолжают клянчить у "агрессора" деньги... Вот уж действительно: идут каким-то своим путем -- без разума, без логики. Диким путём". Такое поведение Константин Николаевич мог еще назвать органическим, то есть, естественным, в данном случае и безотчетным. Все империи доживают свои дни безотчетно...

Некоторые слушатели предлагают не читать на волнах "Свободы" таких писем, как это, не сообщать нелестных для России мнений и сведений - то, что называется не чернить ни прошлое, ни настоящее, а уж если говорить о чем-то темном, то тут же обязательно - и о светлом, соблюдать, короче, равновесие, но так, чтобы светлое преобладало. У этих людей особое отношение к слову. Я бы сказал - языческое отношение, древне-языческое... Древний язычник посредством слова воздействовал на мир, на природные явления, на погоду, например (был уверен, что погодой можно управлять силой слова). Современный его предок считает, что написать о пьянстве в деревне Мымрино - значит как бы узаконить это нехорошее явление, навечно прописать его. Советское слово "прописка" означало разрешение на проживание. Когда районная газета призывала: "Откажем пьянству в прописке в деревне Мымрино!", она знала, что делала. Были явления, о которых не писали никак: например, проституция, организованная преступность. С этими явлениями боролись замалчиванием. Миллионы людей и сейчас думают, что со злом только так и надо бороться. Ребенок, который очень любит зверей, запрещает в его присутствии произносить слово "охота".

Письмо из Нижнего Новгорода: "Некоторые ваши передачи я записываю на магнитофон и вожу к матери слушать вместе. Мне - 49, ей - 78, оба - преподаватели вуза, английский язык - я, психология - она. Давно хочу спросить вас: как, по вашему мнению, объясняются нынешние экономические неурядицы в России - только объективными причинами или же еще и субъективными? Другими словами, если бы у власти сейчас был не Ельцин, а, скажем, Явлинский или Зюганов, или имярек, могло ли быть лучше? Больно, что демократия оказалась так скомпрометирована. Теперь очевидно, что и в думу, и в президенты пройдут левые - и как бы не Зюганов. Очень плохое самочувствие от такого предчувствия. Баранцев Сергей Иванович. Нижний Новгород".

Спасибо за добрые слова, Сергей Иванович. Демократию в России, как мы помним, подсекли первые хозяйственные неудачи Ельцина. Люди потеряли сбережения, заработки, очень многие - и работу. Обозлились, разочаровались. На волне этого недовольства во власть поднялись коммунисты, стали сопротивляться преобразованиям. Подавлять их - недемократично, а в таких условиях и опасно: можно и гражданскую войну невзначай развязать. Ельцин вынужден был уступать и откупаться, откупаться и уступать. Так что всё, по-моему, упирается в самые первые неудачи, они оказались поистине роковыми. Можно ли было их избежать - вопрос для вечного спора. Кое-кто из тогдашней команды Гайдара в последнее время стал говорить, что можно было, признают свои ошибки, но не те, конечно, которые им ставят в вину коммунисты и нацисты, а те, на которые им с самого начала указывали такие люди, как Лариса Пияшева. При Зюганове сегодня наверняка было бы хуже. При Явлинском, если бы он сейчас занимал место Ельцина, - может быть, чуть-чуть лучше. Я подчеркиваю: сейчас. Все демократы сейчас не те, что в девяносто втором - набрались опыта, в том числе и ельцинского.

Письмо из Троицка Челябинской области, подписано только именем - Андрей: "Обращаюсь к вам с просьбой растолковать мне и другим слушателям такое непонятное явление. Радио "Свобода" приглашает к микрофону известных политиков и политологов, министров и даже эстрадных "звезд". Говорят эти достойные люди обо всём, кроме главного: как они относятся к набирающему силу православному фундаментализму".

Перебью автора, чтобы сказать, что значит "фундаментализм". Это - староверчество, грубое, воинственное староверчество. Самый известный из сегодняшних фундаментализмов - исламский.

"При советской власти были "искусствоведы в штатском", - пишет Андрей, - теперь появились искусствоведы в рясах".

Опять прерву Андрея. "Искусствоведами в штатском" насмешливо называли сотрудников госбезопасности, которых внедряли в писательские и артистические круги. Без "искусствоведа в штатском" в своём составе обычно не могла выехать за границу ни одна мало-мальски представительная группа людей искусства и науки.

"Искусствоведы в рясах", - говорится в письме Андрея из Троицка, - начинают указывать народу, какие фильмы смотреть и какие книги читать, а какие - не смотреть и не читать. На вооружении у них есть выражение: "оскорбление чувств верующих". Всё, что им не по вкусу, оскорбляет, по их словам, чувства всех верующих. А чувства верующих, как известно, надо уважать. Мне представляется, что советская власть пала не потому, что исчерпала себя и не потому, что генсеком стал Горбачев, а потому, что её идеологи не додумались применить к инакомыслящим это оружие: " оскорбление чувств советских людей". Антисоветчина зачахла бы на корню - против "чувств советских людей не попрёшь". Хрущевская "оттепель" сменилась брежневско-андроповским зажимом, затем последовала горбачевско-ельцинская попытка создать демократическое общество, а сейчас надвигается православно-фундаменталисткая реакция. Демократы бурно негодуют на "красно-корчневых", но всё смолкнет, когда зона "Батьки Кондрата" с его отрядами православного "талибана" охватит всю Россию и православные "аятоллы" поставят казака-топтунка с иконой, свечкой и стопарем на ту роль, что была у пятого управления КГБ. Задумал написать это письмо в 1996 году, написал - в 1999-м в мае. Андрей, мне 40 лет. Город Троицк Челябинской области".

Спасибо за письмо, Андрей. Я думаю, на сей раз Россия скорее распадётся, чем превратится в зону " Батьки Кондрата". У "батек" с "искусствоведами в рясах" нет сил на большее. Всё, что они пока могут, - именно разваливать, а не собирать Россию.



ОглавлениеНовостиПрограммыРасписаниеЭфирСотрудникиАрхивЧастотыПоиск
© 1999 Радио Свобода / Радио Свободная Европа, Инк. Все права защищены.
Обратная Связь